Новости

Читайте новости по темам

Традиции народов России «Ильин день»

В древние времена, до крещения Руси, славяне язычники вели свой календарь земледельческих работ. Согласно ему к 20 июля по старому стилю (2 августа по новому стилю) следовало собрать заготовленное сено, убрать урожай и начать подготовку полей к посеву озимых. В этот праздник славяне чествовали бога Перуна, который управлял громом, молниями и всеми осадками, а значит его считали ответственным за плодородие и урожай. В этот день богу Перуну приносили жертвы в виде заколотого барана или красного быка, готовили другие обрядовые блюда. Этот праздник считался мужским, в него поздравляли всех мужчин и обязательно проводили общие сборы - братчины.

Илия относится к самым почитаемым пророкам, упоминание о котором находится в Ветхом Завете. Он боролся с проявлениями язычества, процветавшими в годы его жизни. Согласно священному писанию, он остановил долгую засуху, приведшую к страшному голоду жителей Израиля, которая была им ниспослана Господом за поклонение языческому богу Ваалу. И этим чудом доказал людям истинность Господа Бога. За все его заслуги пророка забрали на небеса живым. Его Вознесение свершилось при помощи огненной колесницы, которая была ниспослана за ним.

Зная историю его жизни и вознесения люди верили, что пророк Илия распоряжается дождями, молниями и громом, покровительствуя простому народу и защищая урожай. Земледельцы считали его своим покровителем, вознося ему молитвы о прекращении дождей, либо о предотвращении засухи.

После Крещения Руси началась борьба со всеми проявлениями язычества. Бога Перуна стали отождествлять с Пророком Илией, которого представляли себе таким же строгим и способным повелевать стихиями. Именно поэтому праздник пророка Илии стал отмечаться 2 августа.

Издревле Ильин день считался предвестником осени и похолодания, нередко с его наступлением вода в водоемах становилась холоднее и сезон купания сменялся сезоном дождей. Поэтому в народе говорили: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Илья лето кончает — жито зачинает».

Многие традиции с языческих времен переплетаясь с православными долгое время бытовали у коренного населения России, некоторые из них сохранились до настоящего времени.

Ижоры - малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Ленинградской области, отмечали Ильин день не менее торжественно, чем свой главный годовой праздник Педро (Петров день). Они приносили к священным деревьям еду и питье для духов предков, которые по поверьям должны были умилостивить души усопших и христианских святых, а также способствовать плодородному году. Затем на ритуальной трапезе-«братчине» собиралась община всей деревни. Плясали, что было мочи, и пели от души.

В Республике Коми, в Ильин день, женщины открывали сезон игры на чипсане — многоствольной разновидности флейты Пана. Этот день в прилузской традиции чипсасян называется пöлясян лун - «день свистения, дудения». Играть на инструменте до созревания хлебов было не принято, чтобы не навлечь непогоду и тем самым не погубить урожай. Девушки играли на чипсанах во время молодежных посиделок, уличных гуляний, на свадьбах, а также в период полевых работ.

В северных районах Псковской области вечером Ильина дня начиналась жатва хлеба. В это время местные жительницы проводили множество обрядов и исполняли специальные жнивные песни, с жалобами на тяжкий жатвенный труд и «лихих» свёкра и свекровь, заставляющих работать с утра до вечера. Благодаря протяжным тонам такого напева, труженицы устанавливали правильное дыхание, помогающее поддерживать оптимальным ритм и меньше уставать во время томительной работы.

В этих краях приписывали целительную силу первым собранным колоскам. По традиции, жницы плели себе пояс из девяти ржаных колосьев. А после того, как был сжат первый сноп, поверх пояса на поясницу клали серп. По народным поверьям, это действо считали верным способом избавления от болей в спине.

В прошлом году Псковский областной центр народного творчества проводил интернет-акцию по сохранению традиционной народной культуры «Ильинские гуляния». Его участники вспомнили и воссоздали, как к празднику пекли пироги из первой ржи, пели жнивные песни, как девушки и женщины гадали на последнем снопе: девушки - о замужестве, замужние женщины - о будущем ребенке, а также как было принято ходить в гости на чай с мёдом.

У удмуртов один из древних семейных праздников приурочивают к Ильину дню. В переводе с удмуртского языка название торжества «Выль ӝук» означает «каша первого урожая, приготовленная из ячменя первого помола». Изначально он посвящался созреванию нового урожая и традиционно проводился после уборки ячменя. Во время праздника крестьяне варили ячменную или овсяную кашу из крупы нового урожая, и непременно добавляли во все блюда несколько спелых колосьев. У этого финно-угорского народа зерна злаков символизируют приумножение урожая, приплод у домашних животных, а также достаток и появление детей в семье.

Хозяева приносили с полей колосья ржи и ячменя, а также листья овощей, которые обмакивали в суп и освящали. Затем они молились, прося у Бога обильный урожай в предстоящем году. Каждая семья вывешивала в своем святилище пучок из разных колосьев и листьев овощей.

В истории удмуртских традиций, во время празднования «Выль ӝук», приносили жертву богу Инмару. Жертва представляла собой свежеприготовленную кашу с мясом. Её подносили к обрядовому дереву, на котором также заплетали ленты.

3 августа земледельцы выходили собирать урожай на поле. Предварительно проводили обряды. Хозяин поля освящал масло и наносил его на серп, чтобы жатва прошла благополучно. Пожилые женщины выходили косить первыми, они не только подавали пример молодым, но и способствовали своим умением тому, чтобы предстоящая работа была им легка на руку.

По окончанию работ устанавливали несколько снопов сена и возносили молитвы на благословение верховному удмуртскому божеству Инмару. Потом проводили обряд, в ходе которого глава семьи собирал два больших и длинных снопа сена, связывал их между собой и укладывал на них серпы. Затем хозяин становился лицом на восток и молился со словами: «Пусть таким же образом господь сподобит начать и кончить полевую страду и в следующем лете». Это действо проводили в тишине, без разговоров и песнопений.

В наши дни, в селе Светозарево Слободского района Кировской области – месте компактного проживания удмуртов, праздник первого урожая ежегодно отмечают во вторую субботу августа. Таким образом местное население старается поддерживать свои национальные традиции и сохранять самобытную национальную культуру.

После обрядовой части в этих краях проводят развлекательную программу, в рамках которой устраивают народные гуляния с хороводами, плясками и играми. Также организуют мастер-классы народных умельцев, выступление фольклорных коллективов, вечернюю этнодискотеку под соснами и самобытные конкурсы.

С особым нетерпением жители всех возрастов ожидают зрелищные «поросячьи бега». Во время их проведения, сельчане приносят к огороженному вольеру украшенных разноцветными лентами свинок. Затем устраивают забег, во время которого хрюшек подгоняют хворостинками для быстрого прохождения дистанции. В этом действе заложен глубокий национальный смысл и традиционные корни, поскольку бегущий поросенок символизирует урожай, достаток и радость. Иногда на «Выль ӝук» устраивают парад садовых тележек «Датлтэм бакчасион лы – чебермам дрога» (в пер. с удурт. «Доброму урожаю – красивая телега»).

В конкурсной программе девушки пробегают дистанцию с коромыслом, стараясь не расплескать воду. А также они демонстрируют способности в моторике - заматывая клубок с нитками на скорость или сплетая венок из цветов.

Для удмуртов праздник «Выль ӝук» является напоминанием о духовных ценностях своего народа и знаменует начало череды осенних праздников.

<< Вернуться на предыдущую страницу