Толерантность не всеядна, не стачает любого компромисса, она имеет границами своего существования всеобщий, нравственный закон, ведущим принципом которого И.Кант считал признание человека в качестве цели и высшей ценности. Она относится к числу общечеловеческих ценностей, которые являются общепринятыми для большинства человеческих сообществ. По мнению И.Канта, терпимый человек в том случае толерантен, если он переносит даже то, что ему противно, так как к этому его побуждает нравственный закон, который каждый человек свободно избирает для себя. «Часто в обществе есть люди не толерантные потому, что не терпят других, – утверждает он, – и поэтому становятся непереносимыми сами и нетерпимы другими.
Отсюда следует, что терпимость является всеобщим человеческим долгом». Действительно, те запреты, которые появились еще в доклассовых обществах (отказ от людоедства, уничтожения детей, убийства соплеменников) имели предпосылкой выбор и означали исключение ненависти, нетерпимости в отношениях между людьми. С развитием человеческого общества постепенно расширялась сфера действия моральных запретов. Появляются запреты на религиозную, расовую, национальную нетерпимость, в настоящее время «идет процесс исключения из круга допустимых норм поведения, например, социальной ненависти», нетерпимости в межгосударственных отношениях и т.д. Отрицать универсальность терпимости, толерантности как моральной ценности значит отрицать универсальность морали как таковой, ибо толерантность как раз относится к числу общечеловеческих ценностей: «Без преодоления… нетерпимости не может быть и речи о формировании системы общечеловеческих ценностей».