Новости

Читайте новости по темам

Танцы народов России «Горский танец лезгинка»

Для открытия видео в полноэкранном режиме на компьютере после запуска воспроизведения нажмите клавишу "F" или значок  в YouTube или значок  в VK в правом нижнем углу экрана на мобильных устройствах или компьютере.

Для возвращения из полноэкранного режима на компьютере нажмите клавишу "Esc" или значок  в YouTube или значок  в VK  в правом нижнем углу экрана или значок  на мобильных устройствах.

Горский танец лезгинка. Исполняет государственный академический заслуженный ансамбль танца Республики Дагестан «Лезгинка»

Танцы Кавказа​ известны всему миру. Многие из них появились из древней системы боевой подготовки воинов. Танцевальные фигуры вобрали в себя элементы упражнений и приемов — джигитовки (верховой езды), фехтования, стрельбы из лука. Например, популярная лезгинка​ в древности была танцем воинов, хотя ее современные виды исполняют и мужчины, и женщины. В парной лезгинке мужчина будто добивается благосклонности партнерши, но при этом он не может дотронуться даже до ее платья: такой жест считается неуважением.

В Осетии без традиционных танцев не обходилось ни одно торжество. Они представляли собой поединок — соревнование в силе, грации и ловкости. Фигуры были сложными и витиеватыми, поэтому обучать детей начинали с самого раннего возраста. Танцы отличались по темпу и пластике: быстрые исполняли азартно, ритмично, а медленные — мягко и плавно, уделяя особое внимание тому, как движутся руки.

Древнейшие массовые осетинские танцы — симд и чепена — появились из архаических ритуалов: в старину считалось, что чем больше в обряде участников, тем скорее он сработает. У симда было несколько разновидностей: круговой хороводный​ танцевали как мужчины, так и женщины, а сложный старинный симд нартов — только мужчины. Он включал в себя акробатические элементы: одни участники оставались внизу, а другие забирались им на плечи. Нижний круг двигался, а верхний ярус должен был удержать равновесие.

Чепену танцевали только мужчины — в конце длинного свадебного ритуала​. В центр круга выходил запевала, который на ходу сочинял шутливую импровизированную песню. Он давал участникам хоровода игровые указания, например, лечь на бок, «и пыль заодно вытереть, чтоб хозяйке легче было». Ослушаться его было нельзя, а если запевала недостаточно весело шутил, его могли сменить и даже наказать — к примеру, бросить в речку.

Древний осетинский танец хонга кафт исполняли несколько пар. Девушки и юноши двигались плавно и мягко, поднявшись на носки. Верхняя часть корпуса оставалась неподвижной, а руками партнеры изображали движения крыльев парящих птиц — лебедя или орла.

<< Вернуться на предыдущую страницу