Наиболее частыми факторами травматизации в детстве считаются:
* семейная нестабильность — конфликты и развод родителей, неблагоприятные бытовые условия, алкоголизм и наркомания близких, тяжелые болезни и психические расстройства;
* жестокое обращение — пренебрежение потребностями ребенка, безнадзорность, физическое и сексуальное насилие;
* синдром утраты — смерть или разлука со значимым лицом, смена места жительства, потеря социальных связей;
* экстремальные события — стихийные бедствия и катастрофы, теракты, несчастные случаи и т. п.
Не таким очевидным, но не менее опасным для детей является фактор эмоционального насилия, который проявляется в чрезмерных требованиях со стороны взрослых, подавлении инициативы и обесценивании достижений ребенка, критике, запугивании или в применении любого насилия в его присутствии.
Опасность психических травм в детстве
Психические травмы в детстве опасны:
- нарушениями и задержками в когнитивном, эмоциональном и физическом развитии;
- расстройствами психики, так как увеличивают риск развития депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и ряда психических заболеваний;
- социальной изоляцией и одиночеством;
- проблемами в обучении из-за трудностей с концентрацией внимания и памятью.
Травмированные подростки часто испытывают чувство стыда и вины, у них низкая самооценка, негативный образ «Я», им бывает трудно справляться с повседневными задачами, а тем более ставить цели и планировать будущее. Поведение такого подростка может быть агрессивным, «псевдовзрослым» с выраженным негативизмом или наоборот, чрезмерно инфантильным и зависимым.
При хронической травматизации наблюдаются уходы из дома, участие в драках, злоупотребление психоактивными веществами, самоповреждающее и дисфункциональное сексуальное поведение.
Сопротивляемость ребенка травмирующим событиям значительно повышается при:
- поддержке со стороны семьи, друзей и школы;
- активизации ресурсов для смягчения негативных последствий травмы, в том числе при обращении за профессиональной помощью;
- повышении самооценки и формировании чувства собственной нужности и значимости;
- развитии способностей и талантов и овладении умениями и навыками.
В семье родителям необходимо создавать и поддерживать атмосферу доверия и понимания, показывать, что чувства и переживания ребенка важны для них и что он может говорить о своих проблемах без страха осуждения, а также обучиться самим и обучить детей методам снижения стресса, целенаправленно развивая у них навыки решения жизненных проблем.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
