Вот совет для тех, кто спрашивает: «А как же можно, если так нельзя?»
Допустим, я говорю: «Не кидай игрушку, она поломается и мы будем грустить» (обязательно объясняйте последствия), ребёнок кидает ещё раз, я говорю: «Если кинешь ещё раз - я её заберу», кидает - сразу забираю. В этом случае ребёнок учится, что мамины слова не пустые и будут последствия. Знать, что мама исполняет обещанное - сразу, а не после того, что сделала 50 предупреждений - важно.
По опыту могу сказать, что это значительно снизило непослушание моего сына.
ЕСЛИ ЭТОТ МЕТОД НЕ РАБОТАЕТ ТО: используйте отвлечение внимания. Например кидает игрушку, раз попросила не кидать, он кидает ещё раз, я сразу дружелюбно вывожу его с комнаты (сменяю обстановку) и даю ему другое занятие (бананчик хочешь? Помоги маме почистить его, ты же вот какой сильный и умелый; ой, смотри какой грузовик за окном поехал — помнишь мы в книжке читали про разные машины?; мультик хочешь поставлю?; давай порисуем? И тд - вы лучше знаете своего ребёнка).
Я использую этот метод, когда вижу, что ребёнок сейчас устал и мои просьбы перестать вредничать приведут к истерике.
Ребёнок очень легко отвлекается, если вы с интересом предлагаете ему что-то другое.
И помните: маленький ребёнок не понимает всю серьезность концепции «нельзя». Его мозг ещё развивается и он не делает что-то назло. Психология интересная штука. Если я вам скажу что нельзя думать о слоне, вы же на долю секунды подумали о нем? Поэтому если мне надо чтоб вы не думали о слоне, я вам просто скажу «подумайте о черепахе».
ЕСЛИ И ЭТО НЕ РАБОТАЕТ ТО: попробуйте таймаут. У нас ребёнок 2.4, и если он совсем капризничает, то я его раз предупреждаю, что если не перестанет кидать игрушку, то пойдёт на тайм-аут, он продолжает, я говорю, что сейчас мы идём на тайм-аут за непослушание, сажусь на стул, беру его на руки, держу его руки объятием (чтоб не дергал ими) и медленно считаю до 10. Потом проговариваю, что ты кидал игрушку и за не послушание пошёл на тайм-аут. Ребёнку не нравится быть ограниченным, но это даёт возможность успокоиться и послушать, что говорит мама. Иногда приходится делать 2-3 тайм-аута подряд, но потом ему надоедает вредничать. Или же я пробую его ещё раз отвлечь чем-то.
И не забывайте рассказывать ребёнку почему что-то делать нельзя. Например, он сидит балуется за столом, а на столе моя чашка горячего чая. Я раз прошу не баловаться, т.к. чашка горячая, может разлиться и будет больно; он продолжает; тогда я ещё раз повторяю ему и беру чашку, прошу его прикоснуться к ней, он чувствует что она горячая, я говорю, смотри какая горячая, больно будет если разольется, так что давай будем очень аккуратно себя вести за столом. Это все рассказываю дружным тоном и медленно. К тому времени как я закончу, ребёнок уже забывает что он бесился и переключает внимание на что-то другое.