Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: «Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе». Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Очень важно воспитывать детей так, чтобы они могли справляться с посильными жизненными задачами без посторонней помощи.
НАВЫК №1.
Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать задачу вместе, а не вместо ребенка.
НАВЫК №2.
Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы.
Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Например, такие вопросы мы используем в нашей семье:
— Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы?
— Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию?
— Можем ли мы что-то улучшить в твоей идее, работе?
— По твоему мнению, почему этот человек поступил так?
— А ты согласен с оценкой этого человека? Почему?
— Это было обдуманным решением?
— Как ты думаешь, почему ты смог (не смог) это сделать?
— Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем?
Ответы, которые человек находит самостоятельно, опираясь на свои чувства и опыт, всегда мудрее, чем шаблонные суждения, навязанные другими людьми.
НАВЫК №3.
Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развивающую игру.
Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять о возникшей проблеме вместе с ребенком, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку оценить всё со стороны и найти выход, отделив проблему от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.
НАВЫК №4.
Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках, несмотря на то, что это неприятно.
Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений.
Нужно понимать, что ребенок встретит множество трудных людей на своем пути, и ему нужно уметь общаться с ними. Важно уже в детстве развивать у ребенка интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас, родителей, есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.
НАВЫК №5.
Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказания, которое естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.
НАВЫК №6.
Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи.
Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от ненужных оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.
НАВЫК №7.
Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в решении проблем, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность.
Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать, активность и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку.