Новости

Читайте новости по темам

«Муза в жизни великого русского артиста Александра Николаевича Вертинского»

Она была главной женщиной в жизни великого русского артиста Александра Николаевича Вертинского, его Музой, матерью его дочерей, ставших гордостью своих родителей. Он был старше ее на 34 года, но данное им Богом время они прожили счастливо. 14 апреля 100 лет назад родилась Лидия Владимировна Вертинская, урожденная Циргвава- актриса, художница, супруга, а затем вдова Александра Вертинского, мама Марианны и Анастасии Вертинских.
Уроженка Харбина, дочь грузинского аристократа и сибирячки, Лидия была необыкновенна хороша, красота ее ослепляла, обезоруживала, восхищала. В 19 лет она стала женой Александра Вертинского. С ним прожила отпущенные им 15 лет, растила дочерей, снялась в кино. Ее роль птицы Феникс в киносказке Садко, забыть нельзя, как и ее Анидаг в Королевстве Кривых зеркал.
Это была талантливейшая женщина, написавшая потрясающую книгу воспоминаний Синяя птица любви, читать которую подлинное удовольствие. Лидия Владимировна не была баловнем судьбы, в 34 года она осталась вдовой с двумя школьницами на руках, но она выстояла, она была победительницей в жизни. А как ее любили дочери, все делали для нее. И внуки никогда не забывали свою уникальную бабушку, которая совсем и не походила на бабушку. Это была Муза, это была женщина-эпоха. Когда Машенька Вертинская говорит о маме, она часто роняет слезу. Такие отношения- редкость, что тогда, что сейчас.
Александра Николаевича Лидия пережила на 56 лет, так и не найдя ему замены, она просто ее не искала, разве мог с ним кто либо сравниться? Нет. Лидия Вертинская скончалась в Новый год, 31 декабря 2013 года. Ей было 90 лет. Она уходила под звуки нетленного романса Вертинского " Ваши пальцы пахнут ладаном". Не счастье ли это? Там в небесной синеве за облаками, они вместе. С вековым юбилеем, Лидия Владимировна. Светлая Вам память. Вы были прекрасны.

Эдгар- Кирилл Дальберг.

*****

Из писем Александра Вертинского невесте Лидии Циргваве.

«…Наконец утром мне подали Ваше письмо, и все мои ночные страхи развеялись, как дым. Письмо, как всегда, слегка сумбурное, но с такой очаровательной фразой в конце, что у меня уже на целую неделю будет хорошее настроение.
Да, совершенно ясно, что мое настроение находится в концах Ваших тонких пальцев. Как у Блока:

„Ты, держащая море и сушу
неподвижно тонкой рукой!“

А за пессимизм моего вчерашнего письма Вы, пожалуйста, не сердитесь, моя маленькая повелительница! Помните, что сказал мне на грузинском балу один человек? „Вертинский, вы — Кавказский пленник!“ А с пленниками надо хорошо обращаться! Все эти дни я нервничал из-за Вашего молчания и плохо себя вел. Пил много. Теперь я успокоился. На воскресенье предлагаю Вам в час дня позавтракать со мной в „Константинополе“, где дают Ваши национальные блюда, а потом видно будет, или кино, или Джесфильд Парк. Встретимся у меня (время зависит от Вас), а потом пойти в кафе или кино. А вечером пойти в Лайсеум на симфонию. Четвертое — днем побывать где-нибудь вместе, а вечером пойти ко мне в „Ренессанс“.
Но воскресенье уже скоро.
У меня глаз болит! Пыль залетела, противный Шанхай. А какая у Вас походочка! Ровненькая, с большим достоинством, как будто Вы зашли на минутку и очень торопитесь осмотреть этот город, а поезд скоро уходит. Так ходят иностранки в Бельгии, когда осматривают Мертвый Брюгге. Я Вас обожаю, моя маленькая грузинка!
Сандро»

<< Вернуться на предыдущую страницу