Новости

Читайте новости по темам

Колесо истории «И будем помнить вечно наших земляков»

Здравствуйте,
Герой Советского Союза,
самый-самый первый
в списке золотом!
Речь мою торопит
заказная муза
в страхе, что нам слова
не дадут потом.  
Как бы ни кружило
вьюги круговертье,
кто бы ни пытался
прошлое убить,
Вам дано эпохой
гордое бессмертье!
Временем и Правдой
Велено Вам быть.

Что же это за человек, которому посвящает свою поэму «Самому первому…» наш кубанский поэт Виталий Борисович Бакалдин?

Поэма «Самому первому…» посвящена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому человеку-легенде 30-х годов прошлого века.

О нем заговорила вся страна в дни беспримерного поиска потерпевшего аварию и затертого льдами Северного Ледовитого океана ледокола «Челюскин». Анатолий первый отыскал челюскинцев и первый приступил к их спасению. Этот подвиг и послужил учреждению в стране звания Героя Советского Союза. Анатолий Ляпидевский стал первым Героем, ему были вручены Золотая Звезда №1 и орден Ленина.

Каманин Николай Петрович в своей книге «Летчики-космонавты» так вспоминает лётчика: «Анатолий Ляпидевский – кубанский казак, человек широкой натуры, вихрастый, плотно сбитый крепыш". Родился в селе Белая глина 23 марта 1903года в учительской семье. Свой путь в авиации он начал в Ленинградской школе теоретического обучения.

До неё он успел поработать в кузнице, в слесарной мастерской, на маслобойном заводе, помощником шофёра в автобусе. Когда по стране прокатился клич: «Молодёжь – в авиацию!» - Анатолий Ляпидевский осуществил свою мечту стать лётчиком.    

Путёвку в небо ему дали опытные инструкторы Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский. В 1929 году Ляпидевский стал лётчиком, начал работать инструктором во вновь образованной школе морских лётчиков в Ейске. Бывал в Москве у лётчиков-испытателей, где получил «провозные» на АНТ-4. Совершил несколько длительных перелётов из Москвы в Ейск.

1933 год круто изменил судьбу лётчика. Он ушёл из армии в гражданскую авиацию и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта тяжёлая, но, освоив её, неугомонный любитель новых трудностей
перевелся на Крайний Север.

В 1932 году небольшому ледокольному пароходу «Сибиряков» удалось впервые в истории пройти по трассе Северного морского пути в одну навигацию, без зимовки. После этого было решено повторить подобное плавание, заодно проверив доступность морского пути вдоль побережья Сибири для транспортных судов и доставив на остров Врангеля смену зимовщиков и необходимое оборудование.

Для нового похода выбрали только что построенный в Дании пароход «Лена», переименованный в «Челюскин» в честь С.И.Челюскина (около 1700 – 1764), полярного исследователя, участника 2-й российской Камчатской (Великой Северной) экспедиции. 

13 февраля 1934 г. «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море. В самый последний момент, когда нос судна уже скрылся под водой, погиб сбитый падавшими с задранной кормы бочками завхоз экспедиции 
Б. Г. Могилевич.

И вот Ляпидевский получил приказание вылететь на тяжёлом самолёте на помощь челюскинцам. В состав его экипажа входили: второй лётчик Е.М.Конкин, лётчик-наблюдатель Л.В.Петров, бортмеханик М.А.Руновский.

Перед экипажем стояла трудная задача: найти дрейфующую льдину, посадить на неё тяжёлый транспортный самолет, для которого нужен приличный по размерам и оборудованию аэродром. И это в условиях Арктики, с её капризной, изменчивой погодой, с коварством вьюг и туманов!

Летчикам не только мешали низкая, сплошная облачность, обледенение, туманы, неистовые метели. Они летели над районами, где в те времена не было посадочных площадок и радиомаяков, им приходилось ориентироваться по неточным картам и по показаниям магнитного компаса, со всеми присущими ему ошибками.
Ляпидевский брал старт 28 раз, и все 28 стартов завершились возвращением на исходный рубеж. Лётчик отступал перед капризами Арктики, но не сдавался.

 5 марта видимость была удовлетворительной, Ляпидевский решил стартовать в 29-й раз. Этот штурм завершился успехом: самолёт сел на льдину челюскинцев. Экипаж доставил в лагерь аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши мяса, кирки, лопаты и ломы, столь необходимые для расчистки аэродрома. На Большую землю была вывезена первая партия челюскинцев: десять женщин и двое детей.

 Но потом опять помешала пурга. И лишь через неделю Ляпидевский смог поднять в воздух машину – и снова неудача: в воздухе сломался коленчатый вал двигателя. Лётчик посадил самолёт среди ледяных заструг возле острова Колючина. Экипаж на искалеченной машине попал в арктический плен почти на целый месяц.

Операция по вывозу челюскинцев с дрейфующей льдины длилась с 7 по 13 апреля. Самолеты Каманина и Молокова сделали по 9 рейсов, перебросив на Большую землю 72 человека. Водопьянов в трех полетах доставил на материк десять человек. Слепнев — шестерых и Доронин — двух. Всего же самолеты выполнили 24 рейса.

Участники рейса – 103 человека, из них 10 женщин и двое детей - спасены летчиками, которые первыми в СССР получили звания Героев Советского Союза.

В московском Кремле из рук Михаила Ивановича Калинина Анатолий Ляпидевский получил грамоту №1 о присвоении звания Героя Советского Союза.

Какова дальнейшая судьба этого замечательного лётчика?

Он поступил учиться в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. Окончив её, стал авиационным инженером, работал в Наркомате авиационной промышленности.

В годы войны генерал Ляпидевский возглавил отдел полевого ремонта 7-й воздушной армии, организуя ввод в строй поврежденных в боях самолётов.

После войны он занимался проблемой создания новых двигателей и приборов для сверхзвуковой авиации.

А. Ляпидевский работал в Госконтроле СССР, был зам. министра авиационной промышленности.

С 1961года генерал-майор авиации Ляпидевский – в запасе. 
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями. 

Умер 29 апреля 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

И имя этого человека живёт в истории страны, в истории Краснодарского края.
Пусть же голос прозы
гимном в стих вольётся,
снова называя
Ваши имена!

<< Вернуться на предыдущую страницу