Новости

Читайте новости по темам

История в лицах «Иван Кожедуб летчик-истребитель Великой Отечественной войны, Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза»

8 июня 1920 года родился Иван Кожедуб - самый результативны летчик-истребитель Великой Отечественной войны, Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза.

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом: инициативным и исполнительным, дерзким и расчётливым, отважным и умелым, рыцарем без страха и упрека. "Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции", - так Кожедуб определял основу воздушного боя. Он был рождён для боя, жил боем, жаждал его.

У каждого летчика-аса есть свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Самолетом он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полеты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований… Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым, но при этом и «не подставиться» самому.

Будучи "грозой" неба, сам Кожедуб всегда проявлял завидную скромность. Он никогда не приписывал себе побед, одержанных в групповых боях, потому что предпочитал отдавать их молодому летчику. Также никогда не записывал на свой счет сбитый самолет противника, если сам не убедился, что тот упал на землю. Командованию даже не докладывал. Поэтому реальное количество уничтоженных им самолетов может быть значительно больше, чем гласит официальная статистика.

Первые шаги в авиации Иван Кожедуб сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302–й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла–5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт–109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении он был обстрелян советскими зенитчиками, в самолёт попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что ему удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и Кожедубу пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрильи свободных самолётах.

...Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно - отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу - сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу - сбил ещё один "Лаптёжник". 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал свои первые 4 официальные победы. Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

В сентябре 1943 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, а к октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка старший лейтенант Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами. В его активе - смелость, хладнокровие, точный расчёт. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним - ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов.

В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и победили в поединке. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.

Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла–5ФН, построенном на средства колхозника–пчеловода Сталинградской области В. Конева, сын которого погиб на войне.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу войны майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди них - два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков. Последний его подвиг произошел над Берлином в апреле 1945 года, когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За время войны немцам не удалось его сбить ни разу. В том же месяце Иван Никитич получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P–51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1985 году ему было присвоено воинское звание Маршал авиации.

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст Героя установлен в его родном селе Ображиевка. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в Сумах, а возле входа установлен памятник лётчику. Имя трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил и Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 г. памятник Кожедубу открыт в Парке Славы в Киеве.

<< Вернуться на предыдущую страницу