Гребля на байдарках и каноэ долгие годы развивалась, как вид водного туризма. Сплав на байдарке представлял собой разновидность активного отдыха. Это отдельный мир, со своей философией и особыми традициями.
В 1936 году байдарочники и каноисты включились в олимпийскую гонку. В 1972 году заявил о себе новый раздел – гребной слалом. Современная олимпийская программа включает в себя 16 различных заездов на байдарках и каноэ.
Каноэ, байдарка и водный туризм — история дисциплины
Прогулки на яхтах стали популярными и вызывали восхищение. Газеты и журналы с восторгом раскрывали подробности таких путешествий.
Но, парусная яхта, при всей своей красоте, была доступна только аристократии. А специальная гоночная лодка являлась достоянием спортсменов. Академическая гребля развивалась исключительно, как вид спорта. Академическое судно для путешествий не подходит.
Тысяча миль на каноэ
В 1866 году Джон Мак-Грегор опубликовал книгу «Тысяча миль на каноэ «Роб-Рой». В книге шотландец рассказал о своих увлекательных путешествиях по рекам Европы.
«Пешим ходом, вы не увидите красоты морей и рек. При ходьбе под парусами вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ – вы сможете пройти везде», – писал путешественник, – «Только с борта маленькой лодки ты видишь море таким, какое оно есть – настоящим».
В своей книге Мак-Грегор делился опытом байдарочного путешествия. Давал советы по устройству быта, приготовлению пищи и многое другое. Но главное он красиво описал превосходство своей лодки, которую с легкостью можно дотащить «до соседнего водоема».
Развитие любительской гребли
Королевский клуб способствовал развитию любительской гребли. Членами клуба становились дипломаты, врачи, юристы, студенты престижных университетов. Отправляясь в путешествия, они брали с собой личные байдарки и каноэ. Иногда экспериментаторы, в том числе Мак-Грегор, устанавливали на свои маленькие лодки парус и выходили в открытое море.
В 1874 году Английский королевский клуб сконструировал четырехместную байдарку типа «Роб-Рой». Она стала предшественницей современной байдарки-четверки. С 1875 году клуб начал издавать свой журнал – «Каноист». Журнал публиковал отчеты путешественников.
Мак-Грегор посвятил водным путешествиям всю свою жизнь. Свои лодки он неизменно конструировал сам. Джон спроектировал и построил по меньшей мере семь подобных лодок.
Правила гребного слалома.
Протяженность дистанции колеблется от 250 до 400 м. По всей трассе устанавливают «ворота». Над водной поверхностью натягивают трос. К тросу подвешивают две вехи (мягкие столбики). Вехи раскрашены в разные цвета. Количество ворот от 18 до 25.
Преодолевая дистанцию, спортсмен должен пройти через все ворота, в порядке их нумерации. Одни ворота проходят по течению, другие – против течения.
Вешек нельзя касаться лодкой, веслом или любой частью тела. За пропуск ворот или неправильное прохождение начисляют штрафные секунды.
В гребном слаломе суда подразделяют на два класса: каноэ и каяк (вместо байдарки). Принципиальных конструктивных различий между байдаркой и каяком нет. (Кроме одного – не существует четырехместных каяков.) Но профессиональные слаломисты никогда не называют свою лодку «байдаркой», только – «каяк». Традиционно байдаркой именуют туристические лодки, и суда для спортивной «гладкой гребли».