Новости

Читайте новости по темам

Час истории «Традиционная женская субкультура Кубанского казачества»

С крестильным (ангельским) обедом мог совмещаться архаичный ритуал «хождения (вождения) в рай» (иты / идти на рай»). Считалось, что после крещения ребёнок в случае смерти попадёт не в ад, а в рай. (Воронин В.В. ИЭФК, Т. IV. С. 153.). Однако он мог проводиться бабушкой - повитухой самостоятельно во время коллективного проведывания («провед»). Нынче у такой-то рай, «в раю дитё попало — ну, на свет Божый папало жывое» (Богатырь Н.В. С. 80). В ходе этого ритуала женщины во главе с повитухой «ходили» в рай. Спустя 40 дней после родов мать с ребёнком отправлялись в храм за «очистительной молитвой» и приступала к более активному выполнению своих материнских функций по защите и социализации ребёнка (защита от сглаза, лечение, обучение человеческой речи, ходьбе, знакомство с окружающим миром). В Этом ей помогала бабушка — повитуха и старшие женщины в семье. В традиционном обществе прекрасно понимали важное значение ранней, первичной социализации ребёнка и роль семьи в этом деле. Будущее ребёнка, то, каким он вырастет человеком ( добрым / агрессивным, коллективистом / эгоцентристом) какие ценности воспримет зависело прежде всего от семьи, родителей «Як родители повыдуть ( Н.Б. – к чему приучат ) дитэй», «яблоко от яблоньки ныдалэко падае» (А/к 424. Ст. Новоплатнировская. Инф.: Шкавро Пелагея Лукьяновна).

В закубанских станицах коллективно женщины собирались в доме роженицы рано утром во время или после размывания рук, принося с собой еду ("люди сбираюца, несуть там у чашки шо-небуть, або чё – постановят ото на стол, у ей же нема ничё…" блинчики, "орешки" и т.п., а также пеленки, простынки для ребенка (35) ("…вот, дапустим, у меня саседка радила, мине надо взять матерый такой, это как рызку падарыть, дитя загартать… Хочь што-небуть, а з голыми руками штоп не йти" (36)). Женщины поздравляли роженицу с сыном или дочкой. Такое проведывание называлось "рай": "Нонче у такой-то рай. Пайду, ана падрута мине, чи кума, чи хто…" (37) ("В раю дитё папало – ну, на свет божый папало жывое" (37)). По свидетельству О. А. Скрипниковой, "рай дюже бываеть балыпой… абеды – прямо куда…" Сам же обряд "вождения в рай" здесь отсутствовал.

<< Вернуться на предыдущую страницу