Новости

Читайте новости по темам

Час истории «Старинная казацкая доблесть С.И. Белого и З.А. Чепеги»

В персидском походе, не богатом военными событиями, черноморцам тем не менее случилось не раз показать старинную казацкую доблесть. Так, однажды небольшая партия казаков на лодках сделала поиск к персидским берегам, разбила несколько приморских городов и поселений, освободила множество пленных армян и, овладев целою флотилиею персидских лодок, стругов и чаек, пошла назад к своей эскадре. На дороге их захватила страшная буря, и одна из лодок, на которой находились лейтенант Епанчин, два матроса, восемь черноморских казаков и несколько армянских семейств, была отнесена течением к персидскому берегу.

До полутораста человек персиян, заметив русское судно, боровшееся с бурею, тотчас бросились в лодки, чтобы завладеть им, как легкою добычею. Лейтенант Епанчин и оба матроса, кинувшись в шлюпку, бежали, а испуганные армяне спрятались под палубу. Но черноморцы выбрали из своей среды предводителя, казака Игната Ваву, и приготовились к бою.

Как только персидские лодки стали сближаться с казацким судном, и неприятель открыл батальный огонь, казаки с своей стороны «ударили из ружей с уговором без промаху». Первым же залпом они уложили персидских начальников, а потом, как отличнейшие стрелки, перебили, по выражению Головатого, и «пидстарших панкив». Смущенные персияне, укрываясь за бортами, стреляли на ветер и наконец бежали, видя, что казацкие пули производят в рядах их страшное опустошение.

Головатый был в восторге от поведения своих казаков и, описывая этот случай Чепеге, восклицает в конце своего донесения:

«Нэ загынула ще казацька слава, колы восим чоловик моглы дать персиянам почувствовать, шо в черноморцив за сыла».

Информант рассказывает, что сослуживцы Сидора Игнатьевича Белого и Захария Алексеевича Чепеги, которые поочередно командовали девятитысячной пехотой, сражаясь против татар в Крыму, не были известны благодаря своей фамилии.
Оба атамана прославились на поле боя и стали известны как «доблестные воины». С.И. Белый
стал известен своей решимостью, казаки всегда радушно встречали его на утреннем смотре.
З.А. Чепегу часто сравнивали с Головатым как человека «весьма замечательного». Тем не ме-
нее все сослуживцы (перечисляются фамилии Бурнос, Дибров, Борзик, Лаврык) как один были уверены, что слава атаманов Черномории скоро пройдет. «О них говорили так: “ Нихто их
нэ знав, нэ знае и знаты нэ будэ”».

<< Вернуться на предыдущую страницу