8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги, а уже 23 июля на берегах Байкала высадились первые строители. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
По комсомольским путевками на строительство БАМа начала съезжаться молодежь со всей страны – каждая республика направила свой отряд и уже в 1984 году там уже трудилось более 500 тысяч человек.
Это был совершенно уникальный проект по огромному количеству сложнейших инженерных проблем, решённых в крайне тяжелых природных условиях.
Только молодёжный задор, запас прочности и, можно сказать, неприхотливость молодых организмов могли позволять с таким подъёмом строить и осваивать эту дорогу.
В стойке БАМа участвовали и солдаты железнодорожных войск МВД, именно они построили самые трудные участки железной дороги.
Свой вклад в строительство дороги внесли студенческие отряды, для студентов поработать летом в стройотряде было хорошим способом заработать деньги.
Первым жильём строителей были палатки, к 1978 году людей начали переселять во временное жильё — вагончики и щитовые дома без удобств.
Жизнь на БАМе была полна впечатлений: утро начиналось с музыки, звучащей из радиорубки, а в свободное от работы время участники устраивали творческие и танцевальные конкурсы, футбольные матчи.
БАМ стал самым дорогим проектом в истории советского государства. И беспримерным по многонациональному составу строителей, съехавшихся со всей страны. Это отразилось даже в архитектуре вокзалов станций, в национальных орнаментах и оформлении их облика.
Железная дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит примерно в 610-770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельна ей. Основной этап строительства магистрали пришёлся на 1974-1984 годы. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты.
БАМ пролег по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек таких, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур, семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский.; более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей общей длиной 25,3 км, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков.