Новости

Читайте новости по темам

Час истории «Как одевались барышни-крестьянки в конце XIX века»

В Крымском этнографическом музее ко Дню России презентовали русские национальные костюмы

В Крымском этнографическом музее ко Дню России презентовали коллекцию русских народных костюмов, закупленных в этом году на средства, выделенные Министерством культуры республики.

Как рассказал директор музея Юрий Лаптев, было приобретено шесть полных нарядов, которые носили женщины в Воронежской губернии, два предмета верхней одежды – кафтан и тулуп, две шали, а также вещь совершенно уникальная – женский головной убор "сорока". До 2014 года в собрании этнографического музея таких головных уборов не было совсем, а теперь эта "птичка" уже десятая. За всю приобретенную коллекцию из 26 предметов заплатили 824 тысячи рублей.

"С 2015 по 2022 год было закуплено 728 предметов на общую сумму около 8 миллионов рублей. Благодаря этим закупкам нам удалось на совершенно новом, качественном уровне сделать реэкспозицию "Русские Крыма", - рассказал Лаптев.

Все эти вещи – из семейного собрания семьи Сергея и Раисы Стародубцевых. Они передавались из поколения в поколение и прекрасно сохранились до наших дней. По словам заместителя директора музея Людмилы Науменко, хранители предложили купить коллекцию еще в украинские времена, но тогда денег у музея не было. В украинском государстве музеи финансировались по остаточному принципу. И только в 2015 году ценности стали выкупать по частям. До 2014 года в экспозиции было всего два или три полных русских костюма, сейчас их уже 40, включая новые приобретения.

Как одевались барышни-крестьянки в конце XIX века

Почему-то считается, что традиционная русская женская одежда – это только сарафан. Между тем, модницы на Руси одевались ярко и разнообразно. Этнографы выделяют два основных типа русских женских костюмов – сарафанного и поневного типа. Первый был распространен в северных районах, а поневу завязывали замужние женщины на юге. Именно завязывали, потому что понева – это широкое, сшитое из трех частей полотнище, сверху собранное на шнур или тканый поясок, которым поневу завязывали на талии поверх рубахи.

"Поневный тип костюма считался костюмом, который носили замужние женщины. Девушки носили рубахи, подпоясанные поясом, иногда надевали сверху сарафан либо юбку-андарак. Почему-то прежний собственник считал, что андарак – это элемент девичьего костюма. С этим надо разбираться. Вообще такую юбку могли носить и девушки, и женщины, но может быть, что именно в этой местности Воронежской губернии была такая традиция", - рассуждает Людмила Науменко.

"Поневный тип костюма считался костюмом, который носили замужние женщины. Девушки носили рубахи, подпоясанные поясом, иногда надевали сверху сарафан либо юбку-андарак. Почему-то прежний собственник считал, что андарак – это элемент девичьего костюма. С этим надо разбираться. Вообще такую юбку могли носить и девушки, и женщины, но может быть, что именно в этой местности Воронежской губернии была такая традиция", - рассуждает Людмила Науменко.

Очень ценными в этом собрании считается верхняя одежда. Интересно, что кафтаны и тулупы на Руси были "унисекс" - они шились абсолютно одинаково, без всяких вытачек. Но женщины могли украсить свою одежду вышивкой или "защипами" - это нечто вроде затейливо украшенных пуговиц на поясе сзади.

"Для собрания Крымского этнографического музея именно верхняя одежда является наиболее актуальной, потому что в нашем собрании ее немного, - продолжает Людмила Науменко. - Особенно представленный перед вами тулуп имеет ценное значение, потому что это натуральный тулуп, натуральная овчина. Он датирован концом XIX века, сохранился в уникальном, хорошем состоянии".

Девичий костюм от женского чаще всего отличался только головным убором – они носили веночек, а вот замужняя женщина должна была волосы закрывать. В Воронежской губернии это делали с помощью "сорок".

"Головной убор "сорока" обычно состоит из четырех элементов, но в данном случае их два. Тут женщина решила, что двух ей будет достаточно. Это непосредственно "сорока", которая закрывала чело, и позатыльник, закрывающий волосы", - поясняет Науменко.

В процессе закупки сотрудники Крымского этнографического музея консультировались с экспертами из Российского этнографического музея, которые признали, что вещи совершенно удивительные. Особенно ценными считаются праздничные поневы, уникальные по изготовлению и технике тканья. В музее пока не решили, будут ли новинки выставлены в экспозицию или лучше хранить их в фондах. Но в День России мастерством русских мастериц и модниц еще можно будет полюбоваться на выставке.

<< Вернуться на предыдущую страницу